Информация о ЛССХ

Эта брошюра содержит информацию о лимфопролиферативнойболезни, соединенной с хромосомой X и о способах ее лечения.

Лимфопролиферативный  синдром, соединенный с хромосомой X (ЛССХ) также известен как синдром Дункана. Это генетический дефект, по причине которого иммунная система неправильно реагирует на некоторые вирусные инфекции. Это может привести либо к недостаточно активной иммунной системе (иммунодефицит) или сверхактивной иммунной системе, что может вызвать множество проблем.

Насколько часто болеют ЛССХ?

ЛССХ является крайне редким заболеванием, и, как известно во всем мире существует только около 100 семей с ЛССХ. Однако вполне вероятно, что существует еще очень много людей, чье заболевание пока еще не было определено.

Каковы особенности состояния при данном заболевании?

ЛССХ может иметь много различных симптомов, и нам пока еще неизвестен весь спектр заболевания. Мы считаем, что иммунная система при ЛССХ не в состоянии справиться с некоторыми вирусными инфекциями, в частности с вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ). Иммунная система теряет свою нормальную плотную регуляцию и начинает работать со сбоями. Примерно треть больных имеют очень серьезные случаи железистой лихорадки. У другой трети развивается рак клеток крови (лимфомы) и другая треть имеет низкий уровень иммуноглобулинов, белков крови, которые помогают бороться с инфекцией. Более в редких случаях, пациенты могут страдать от тяжелой формы анемии или воспалением мелких кровеносных сосудов (васкулит). Как правило, один человек может иметь несколько различных симптомов заболевания в течение болезни.

Каковы симптомы различных функций?

  • Сильная железистая лихорадка
  • Лимфома - пациенты, могут чувствовать себя уставшими, страдать анемией и иметь опухшие железы
  • Гипогаммаглобулинемия (низкий уровень иммуноглобулинов) - пациенты могут страдать от частых инфекций

Что вызывает данное заболевание?

Причина заболевания была найдена только в 1999 году, поэтому мы пока много не понимаем. Это вызвано мутацией (ошибкой) в одном из генов Х-хромосомы. Это означает, что клетка не получает правильные инструкции, которые необходимы для правильной работы клетки. Ошибка в гене, в большинстве семей, называется SH2D1A. Этот ген обычно вырабатывает белок под названием SAP. Ошибки в гене не могут быть обнаружены в числе людей с данной болезнью, и мы прилагаем все усилия, чтобы выяснить, какой ген ответственен в этих семьях.

Как наследуется данное заболевание?

Х-хромосома является одной из половых хромосом: женщины имеют две Х-хромосомы и мужчины имеют одну X-хромосому и одну Y-хромосому. Каждая хромосома X содержит одну копию гена. Если мужчина имеет дефектный ген в своей X-хромосоме, у него будет это заболевание. Однако поскольку женщина имеет две X-хромосомы, нормальный ген на одной X-хромосоме может компенсировать поврежденный ген на другой. В результате только мужчины могут получить заболевание, хотя женщины могут носить в себе болезнь, но на них это не отразится. Данная болезнь связана с Х-хромосомой и в своей родословной Вы можете найти других пострадавших от этой болезни мужчин.

Страдают ли от этой болезни все дети в семье?

Нет, если мать несет в себе эту болезнь, каждый раз, когда у нее рождается девочка, существует 50-процентный шанс, что ребенок будет носителем заболевания. Каждый раз, когда у нее рождается мальчик, то существует 50-процентный шанс, что ребенок будет страдать этим заболеванием.

Как диагностируется ЛССХ?

Диагноз будет определен исходя из картины болезни ребенка и его семьи. В большинстве случаев у детей мы можем подтвердить диагноз с помощью анализа крови. Анализ крови позволит проверить присутствие белка (SAP), влияющего на работу клеток должным образом, а также "ошибку" в гене. В некоторых семьях может не существовать ошибки в определенном гене, и диагноз может быть сделан, исходя только из клинической истории.

Какое лечение может быть предоставлено при данном заболевании?

При наличии симптомов у Вашего ребенка, лечение будет включать в себя прием антивирусных медикаментов, лечение иммуноглобулином или стероидами. Текущее вспомогательное лечение, такое как иммуноглобулин и антибиотики, будет предпринято для лечения заболевания в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Трансплантация костного мозга является окончательным методом выбора лечения в настоящее время. Это может быть сложная процедура, требующая длительного пребывания в больнице.

Каковы перспективы людей с данным заболеванием?

Без какого-либо лечения семьдесят процентов людей с ЛССХ умирают в возрасте до 10 лет. Однако так как мы все больше узнаем об этом заболевании, мы определяем взрослых людей с более легкими формами заболевания.

Воспроизведено с разрешения детской больницы Грэйт Ормонд Стрит (Great Ormond Street Hospital for Children),  Лондон

Back

What is X-linked lymphoproliferative syndrome?
X-linked lymphoproliferative syndrome (XLP), which is also known as Duncan's syndrome, is a genetic defect which causes the immune system to respond abnormally to some viral infections. This can result either in an underactive immune system (immunodeficiency) or an overactive immune system, which can cause as many problems.

How Common is XLP?
XLP is extremely rare, and only about 100 families with XLP are known to exist worldwide. It is likely, however, that there are many more individuals whose disease is as yet unrecognised.

What are the features of the condition?
XLP can have many different symptoms, and we do not yet know what the full spectrum of the disease is. About a third of patients have a very severe episode of glandular fever. Another third develop a cancer of their blood cells (lymphoma) and another third have low levels of immunoglobulin, the proteins in the blood that help fight infection. More rarely, individuals may have a severe form of anaemia or inflammation of small blood vessels (vasculitis). It is common for one individual to have several different symptoms over the course of their illness.

What are the symptoms?

  • Severe glandular fever
  • Lymphoma: Patients may be tired, anaemic and develop swollen glands
  • Hypogammaglobulinaemia: Patients may get frequent infections

What causes the condition?
The cause of the condition was only found in 1999, so there is much that we do not understand about it. It is caused by a mutation, or mistake, in one of the genes on the X chromosome. This means that the cell does not get the right instructions it needs to work properly. In most families, the mistake is in a gene called SH2D1A. This gene normally makes a protein called SAP. Mistakes in the gene cannot be found in a number of individuals with the disease, and we are looking hard to find out which gene is responsible in these families.

Pathogenesis
We think that the immune system in XLP is unable to cope with some viral infections, in particular EBV. The immune system loses its normal tight regulation, and starts to malfunction.

How is the condition inherited?
The X chromosome is one of the sex chromosomes: females have two X chromosomes and males have one X and one Y. Each X chromosome carries one copy of the gene. If a male has a faulty gene on their X chromosome, they will have the disease. However, because the female has two X chromosomes, the normal gene on one X can compensate for the faulty one on the other. Thus, only males get the disease, and females may carry the disease but be unaffected. This is an “X-linked disease” and within a family tree you may be able to pick out other affected males.

Are all the children in the family affected?
No! If a mother carries the disease, each time she has a female child, there is a 50% chance that they will be a carrier. Each time that she has a male child there is a 50% chance that they will be affected by the disease.

How is the diagnosis made?
The diagnosis will be suggested by the pattern of illness in the child and their family. In most children we can confirm the diagnosis using a blood test. This will check if the protein (SAP) that makes the cells work properly is present, and will also look for the “mistake” in the gene. In some families there may not be a mistake in this particular gene, and the diagnosis can be made on the clinical story alone.

What treatment can be given for the condition?
Initially treatment will be given for the symptoms that your child presents with, this may include anti-viral medicines, immunoglobulin therapy or steroids. Children may receive a variety of supportive treatments, such as immunoglobulin and antibiotics to keep them well in the short term. Bone marrow transplantation is the definitive treatment of choice at the present time. This can be a difficult procedure, requiring a prolonged hospital stay.

What is the outlook for people with the condition?
70% of individuals with XLP die by the age of 10 years without any treatment. However, as we are learning more about the disease we are identifying adults with milder forms of the condition.

Source: Great Ormond Street Hospital NHS Trust, London.

Also please see http://www.stjude.org/disease-summaries/0,2557,449_2164_6527,00.html